Красивые разноцветные «стекляшки» можно увидеть как в центре города, так и на его окраинах. Они манят и притягивают горожан, как магнит - теперь стало модным в выходные ездить не на природу, а посвятить весь день прогулкам по торговым залам.
Впервые торгово-развлекательные центры появились в Сибири в 2003 году. Сегодня уже можно уверенностью сказать, что во всех крупных сибирских городах имеется несколько подобных комплексов.
По определению Международного совета торговых центров современный торгово-развлекательный центр (ТРЦ) – это группа архитектурно объединенных розничных предприятий, обеспеченных парковкой и расположенных на определенной территории, кроме этого, обязательно наличие заведений отдыха (кинотеатр, боулинг, каток, детские аттракционы), места общественного питания. Также есть ограничения по площади – не менее 5 тысяч кв. м, и парковка должна быть рассчитана минимум на 400 машиномест на 1 тысячу кв.м торговой площади.
Можно выделить следующие критерии успешной организации работы торгово-развлекательных комплексов:
- Самый главный критерий, который нужно учитывать при планировании строительства объекта – это местоположение. Для торговых комплексов в первую очередь важна транспортная доступность, здание должно располагаться на оживленной магистрали или в непосредственной близости от неё. Возведение объекта в центре города весьма затруднительно: во-первых – свободных больших площадей просто нет, а если и есть, то на согласование уйдут годы и финансовые расходы будут баснословны. Также, невозможна организация наземной парковки, а подземной - затратна. Можно привести неудачный пример торгового центра «Москва» по ул. Крылова - подъезд к нему весьма затруднен из-за постоянных пробок на центральных улицах, а парковки на 100 машиномест совершенно не хватает. Расположение лучше перенести на периферию, а сэкономленные средства направить на благоустройство прилегающих территорий. Первым крупнейшим реализованным проектом на окраине Новосибирска стал ТРЦ «Континент», расположенный в спальном районе, на пересечении Гусинобродского шоссе и улицы Доватора. Буквально месяц назад был открыт ТРК «Голден Парк» по улице Курчатова, в микрорайоне «Снегири».
При выборе цветовой гаммы фасада необходимо руководствоваться привлечением покупателей, комплекс должно быть видно издалека, чтобы появилось желание посетить его.
- При проектировании важно рационально распределить функции каждого из этажей. Строить больше 3 этажей не имеет смысла. Большинство комплексов располагает торговые пространства по стандартным правилам: на первом этаже – продуктовый супермаркет, на втором – бутики и другие специализированные магазины, на третьем – развлекательная часть – «насытившиеся» усталые покупатели не захотят подниматься на третий этаж опять за покупками и рентабельность торговли здесь падает на 30%. Так сделано в ТРК «Ройял Парк», где на нескольких подземных этажах расположена парковка, затем супермаркет, на первом наземном этаже – галереи бутиков, на втором – несколько точек общепита и на третьем – кинотеатр «Синемапарк». В той же «Москве» весь третий этаж занят детским развлекательным комплексом «Crazypark». По моему мнению, самое удачное распределение внутреннего пространства организовано в ТРЦ «Сибирский Молл», в виду географической особенности месторасположения торговый центр имеет два главных входа – со стороны ул. Фрунзе и со стороны ул. Федосеева, так что и первый и третий этаж будет считаться «первым» в зависимости от того, где войдешь. На втором этаже, так сказать «посередине» между двумя этажами магазинов, расположен кинотеатр «Кино-сити», посетители не смогут пройти мимо, где бы они не вошли.
- Должны быть продуманы вертикальные и горизонтальные коммуникации, чтобы покупателям было интересно подниматься и ходить по этажам ТРК. Нельзя навязывать «психологию» торгового центра, например, эскалаторы вверх находятся с одной стороны здания, а вниз – с другой. Горожанам, желающим совершить быструю покупку, будет неинтересно бесцельно проходить по длинным коридорам.
Новосибирские торговые комплексы ориентированы на большое число покупателей, примерно 5 тысяч в день, крупные площадки (ТРЦ «Мега») могут похвастаться 10-12 тыс. посетителями, готовыми расстаться с деньгами. С этой точки зрения торговые центры интересны как девелоперам, так и арендаторам. По оценкам участников рынка, доходность управления подобной недвижимостью составляет порядка 20%, в некоторых случаях доходит и до 30%, поэтому зарубежные и столичные девелоперы заинтересованы в инвестировании региональных комплексов. Известно, что инвестиции, вложенные в строительство крупных развлекательных комплексов, окупаются в течение нескольких лет, но после этого приносят значительную прибыль.
Анастасия Орлова