Принятая мэрией концепция точечной застройки достаточно сильно навредила как облику города, так и комфортности проживания людей. Наблюдается архитектурная разрозненность, присутствует резкий контраст соседствующих высоток и малоэтажных домиков. Наличие деревянных бараков, ветхого жилья не соответствует требованиям современного мегаполиса. Процесс хаотичного строительства отражается на ликвидации исторических памятников культуры. К этому относится и уничтожение зелёных зон, которых и так мало – строительство в Первомайском и Нарымском скверах, в Академгородке и Кировском парке, примеры можно продолжить. Из-за отсутствия нормальной работы ливневой канализации каждую весну и осень город становится грязным и непривлекательным. А критическая нехватка организованных парковок вызывает многочисленные заторы на автомагистралях из-за стоящих машин на проезжей части. Медленно и незначительно развивается транспортная схема, а все попытки усовершенствовать связаны с пожеланиями конкретного руководителя. Особенно впечатляют дороги, фактически производимый ямочный ремонт не улучшает ситуации, каждый год ремонтируются одни и те же ямки, возникающие после зимы. Удивляют и проценты ипотеки, выдаваемой на покупку жилья, если в европейских странах это 2-3 %, то у нас все 20%.
Особенность докризисного периода в следующем – цена строительства одного квадратного метра жилья в центре превышает себестоимость в 2 – 2,5 раза, и строители не заинтересованы внедрять «ноу-хау», тщательно прорабатывать проекты, строить так, как есть, выходит дешевле. На самом деле этим тормозится развитие рынка недвижимости – можно найти такие сооружения, в которых объема материалов (бетона и арматуры) при определенном подходе хватило бы для возведения двух зданий.
На этом фоне быстрыми темпами начало расти крупнопанельное домостроение. Построенное 40 лет назад жилье не соответствует сегодняшним требованиям ни по объемно-планировочным решениям, ни по комфортности . Проблема в том, что моральное старение уже наступило, а физическое нет. Снести и построить новое, как это делается в Москве, нет ни средств, ни возможности. Реконструкция такого типа строений сложна из-за жесткой конструктивной схемы. Компании-застройщики уверяют о полном соответствии возводимых ими объектов всем требованиям, но пройдут очередные 30-40 лет и проблема станет ещё тяжелее.
Следует отметить, что в Новосибирске практически не идет реконструкция, модернизация и санация. Энергопотребление старых домов значительно превышает нынешние нормативы, основная экономия лежит в реконструкции, которую не делают, причина та же – строим мало и дорого. Идея в том, что этот процесс более тяжелый и трудоемкий и строители не хотят этим заниматься, пока есть свободные площади. Основная задача для такого крупного городом как Новосибирск состоит в том, чтобы строить не менее 1 м2 на одного жителя в год, тогда рынок недвижимости стабилизируется, появится нормальная конкуренция. Но добиться этого можно, только начав глобальную модернизацию жилья.
Крупные строительные организации не готовы к проектированию жилых домов с невысокой себестоимостью, за исключением панельного домостроения, где проектирование сводится к привязки габаритов конструкций к новым архитектурным решениям. Необходимо использовать современные достижения науки, новые технологии, шире внедрять технологию монолитного и сборно-монолитного домостроения, ибо мировой опыт показывает, что именно эти технологии наиболее экономичны.
В условиях экономического кризиса государство должно всячески способствовать развитию строительной отрасли, тем более формирование бюджета напрямую от неё зависит.
Орлова А.В.